предложения о кредитовании. Все подобные предложения условно можно разделить на
три основные группы:
-звонки непосредственно из банков и МФО с озвучиванием действующих условий
кредитования;
- звонки из контакт-центров, предоставляющих услуги «обзвона» клиентов по базе;
-звонки от мошенников;
Если в первых двух группах звонки и сообщения могут доставлять только
неудобство своей навязчивостью и частотой, то звонки от третьей группы – угроза
финансовой безопасности.
Банки и МФО прежде всего обзванивают имеющихся клиентов: тех, кто уже
оформлял кредиты/обращался с заявкой на кредитование, имеет счета/вклады в кредитной
организации. Попадание в базу такого «обзвона» происходит при заключении договора
или подаче заявки, поскольку условие о согласие клиента на предоставление рекламной
информации уже содержится в оформляемом клиентом документе. На это нечасто
обращают внимание, но клиент вправе решить, хочет ли в дальнейшем получать от банка
или МФО подобную информацию, а также выбрать способ ее получения (например, по
СМС или электронной почте, а не по телефону). В ряде случаев (прежде всего это
относится к звонкам из контакт-центров, рекламирующих услуги) можно получить
предложение от банка (или МФО), услугами которого человек никогда не пользовался.
Всему виной утечка данных, которые объединяются в клиентскую базу и используются
без согласия человека. Чтобы прекратить звонки, нужно также обратиться в банк или
МФО и запретить (письменным заявлением) обработку своих персональных данных.
Нередко даже устно заданный вопрос о том, есть ли у звонящего письменное разрешение
на обработку персональных данных и просьба исключить свои данные из базы
прекращают звонки.
Если звонят действительно из банка (или по его поручению, как в случае с контакт-
центрами), потенциальному клиенту будет предоставлена исключительно рекламная
информация (об условиях кредитования, сберегательным и инвестиционным программам
и способам получения дополнительной информации по предложению), но никогда не
потребуется предоставить персональные данные или совершить действия по оформлению
займа/кредита немедленно по телефону. Чтобы назойливые звонки больше не поступали,
можно напрямую обратиться в банк или МФО с запретом на звонки с рекламными
предложениями (через колл-центр, форму обратной связи на официальном сайте
организации или с заявлением в отделение банка). Роботизированные сервисы звонков
нередко в конце сообщения предлагают возможность избавить себя от дальнейшего
«общения» набором определенной цифры из озвученного меню (например: «нажмите «2»,
чтобы звонки больше не поступали»). Если все перечисленное не увенчалось успехом,
можно обратиться в суд- судебная практика на стороне клиента.
Самые нежелательные звонки- это звонки мошенников. Номера звонящих могут
быть похожи на номера настоящих банков. От таких звонков избавиться сложно. По-
настоящему действенных средств нет, кроме блокировки нежелательных спам-номеров.
Главное, что нужно помнить при поступлении любого предложения по
телефону—никогда не давать звонящему никакой информации о себе, своих
персональных и банковских данных, не совершать никакие действия, к которым
принуждает звонящий (вне зависимости от «объяснения» таких действий). Всю
поступившую информацию тщательно проверять в официальных источниках (на сайте
финансовой организации, по телефону колл-центра или в отделении банка очно).